Речевая готовность детей к обучению в школе

Дети подготовительных групп скоро покинут стены нашего дошкольного учреждения. Каков же уровень их речевой готовности? Задавшись данным вопросом, учитель-логопед детского сада «Росинка» Чурбанова Е. В. решила провести с воспитанниками диагностику определения полученных умений и навыков за текущий учебный год.

Для  определения  уровня  речевой  готовности  ребёнка  к  школе  необходимо 

выявить  степень  сформированности всех  компонентов  речи: звукопроизношения,  фонематического слуха,  лексико-грамматического  строя,  связной  речи,  языкового  анализа  и  синтеза.

Предложенные детям задания имели следующие цели и направления:

Экспресс-метод оценки  звукопроизношения  (А. Н. Корнев).

Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры  слов.

Исследование  языкового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить уровень  практического осознания элементов  языка.

Исследование звукового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить умение ориентироваться  в  звуковом  составе слова.

Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.

Исследование  номинативной функции  речи (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить  объём  словарного  запаса.

Последовательность событий  (Н. И. Гуткина).

Цель исследования: выявить  уровень  сформированности  связной  речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.

Для выполнения одних заданий детям предлагались сюжетные картинки, а другие задания требовали от детей умения четко и понятно излагать словесно свои мысли.

Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи.

Результаты следующие:

·         Высокий уровень речевой готовности у 79 % выпускников;

·         Выше среднего – у 18 %;

·         Средний – у 3 %.

Диагностика проводилась среди мальчиков и девочек, зачисленных на логопункт.