Дети подготовительных групп скоро покинут стены нашего дошкольного учреждения. Каков же уровень их речевой готовности? Задавшись данным вопросом, учитель-логопед детского сада «Росинка» Чурбанова Е. В. решила провести с воспитанниками диагностику определения полученных умений и навыков за текущий учебный год.
Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо
выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.
Предложенные детям задания имели следующие цели и направления:
Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).
Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.
Исследование языкового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.
Исследование звукового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.
Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.
Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)
Цель исследования: выявить объём словарного запаса.
Последовательность событий (Н. И. Гуткина).
Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.
Для выполнения одних заданий детям предлагались сюжетные картинки, а другие задания требовали от детей умения четко и понятно излагать словесно свои мысли.
Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи.
Результаты следующие:
· Высокий уровень речевой готовности у 79 % выпускников;
· Выше среднего – у 18 %;
· Средний – у 3 %.
Диагностика проводилась среди мальчиков и девочек, зачисленных на логопункт.