При знакомстве с музыкальными шумовыми инструментами
музыкальный руководитель детского сада «Росинка» Виктор Георгиевич Александров учит
детей различать и узнавать звуки бубна,
погремушки, барабана, дудочки. Каждую музыкальную игрушку вносит, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались
погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними,
извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки"
муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем
выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под
громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет
малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На занятии создается
атмосфера радостного настроения от общения с музыкой.
На
следующем занятии дети встречаются с мишкой. Музыкальный руководитель приносит
бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М
Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается
потанцевать с мишкой, (мишка пляшет, а дети на него смотрят). На следующем
занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют
вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям
поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно.
Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять.
Для развития тембрового слуха уже в младшей группе провожу музыкально-дидактическую
игру «Угадай на чем играю?» Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик.
Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество
их увеличивается до четырех. Детей не просят давать названия этим инструментам,
они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет воспитатель
лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие
инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.